Главная » 2017 » Август » 25 » Проблемы инновационного обучения физике в системе высшего педагогического образования - тема доклада по физике на педагогическом чтении
04:57
Проблемы инновационного обучения физике в системе высшего педагогического образования - тема доклада по физике на педагогическом чтении

Год: 

2003

Автор научной работы: 

Леонова, Наталья Владимировна

Ученая cтепень: 

кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации: 

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК: 

13.00.02

Специальность: 

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Количество cтраниц: 

164

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Леонова, Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ПЕДВУЗЕ.

§1. Противоречия в современной системе физического образования в педвузе

§2. Основные тенденции развития физического образования в педвузе.

§3. Анализ основного понятийного аппарата проблемы.

Глава II. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ И МЕТОДИКЕ

ФИЗИКИ.

§ 1. Лекции как основная форма обучения студентов.

§2. Деловые игры на занятиях по методике обучения физике.

§3. Мастерская как альтернатива традиционному обучению на занятиях по решению задач.

Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

§1. Организация педагогического эксперимента.

§2. Состояние проблемы использования инновационных технологий при обучении студентов на физическом факультете педвуза.

§3. Итоги формирующего эксперимента.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Проблемы инновационного обучения физике в системе высшего педагогического образования"

Мир сегодня представляет собой кардинально изменяющуюся систему, внутри которой происходят качественные преобразования всех сторон человеческой жизни: повышается уровень сложности производства, ускоряются темпы его роста и совершенствования, активизируется экономическая жизнь общества, меняются приоритеты на политической арене. По оценкам исследователей, характерной особенностью цивилизации начала XXI века можно считать переход к постиндустриализму - «обществу знаний», в котором на ведущие позиции в развитии страны выходят информационные и знаниевые ресурсы.

Доминантой в современной системе ценностей становится человеческий фактор. Человек компетентный, способный ориентироваться в конкретной ситуации, владеющий навыками работы с информацией, умеющий творчески подходить к решению любой проблемы - вот социальный заказ на сегодняшний день.

В этой связи система образования в целом переживает сейчас период качественного перехода на новый уровень. Это обусловливается рядом противоречий, которые требуют своего разрешения. Инновационные процессы, появляющиеся внутри системы образования, довольно часто тормозятся в своем развитии из-за консервативности самой системы, желания держаться старых принципов. С другой стороны, внедрению новшеств в процесс обучения препятствует недостаточное методическое обеспечение преподавателей. На это указывают многие исследователи: Абасов 3., Юсуфбекова Н.Р., Сластенин В.А., Подымова JT.C. Создается ситуация, когда общество эволюционирует быстрее, чем образовательная система, как итог, она становится неспособной отвечать требованиям современности.

Вузы сегодня ориентированы на подготовку учителя - предметника, транслятора основ научных знаний. В результате, общество получает людей, знающих свой предмет, но зачастую неспособных выйти за его рамки. Они умеют передавать определенный объем информации, но не учат школьников тому, как самостоятельно приобретать знания.

Современной школе нужны педагоги - мастера, не только глубоко знающие свой предмет, но и имеющие стремление к творчеству. Поэтому следует говорить о необходимости сделать целью образования в педвузе подготовку учителя — профессионала, который должен владеть учебным предметом как средством развития учащихся.

Тем не менее, процент квалифицированных молодых учителей, ежегодно приходящих в школы, невысок. Одна из причин, наблюдаемой неготовности выпускников педвузов к трудовой деятельности, заключается в оторванности традиционного обучения от предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Студенты, усваивая учебную информацию вне контекста профессиональных ситуаций, не приобретают навыков ее практического применения. Выходом, по мнению ряда исследователей (Вербицкого А.А., Монахова В.М., Нижникова А.И. и др.), может стать контекстное обучение - обучение, в котором средствами учебной среды моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста.

Актуальность темы нашего исследования вытекает из:

• необходимости постоянного саморазвития системы образования в условиях научного прогресса и изменяющихся государственных и социальных приоритетов;

• социального заказа на создание образовательных технологий, позволяющих формировать профессиональные качества будущих учителей физики в педвузе;

• необходимости подготовки учителей, способных к инновационной деятельности;

• ограниченного числа работ, освещающих проблему профессиональной подготовки учителей физики средствами учебной среды;

• потребности в разработке методического инструментария для преподавателей педвузов по инновационным формам работы со студентами.

Объектом исследования является процесс обучения физике в педвузе.

Предмет исследования составляют инновационные технологии организации лекционных, практических и семинарских занятий по физике и методике физики на физическом факультете педвуза.

Цель исследования — разработка и теоретическое обоснование технологии инновационного обучения учителя физики, основанной на принципах контекстного подхода.

Гипотеза исследования:

Для того чтобы физическое образование в педвузе являлось основой профессионального становления будущих учителей, необходимо строить обучение на принципах контекстного подхода. Это будет способствовать повышению качества знаний студентов, росту их познавательной мотивации, развитию творческих и коммуникативных способностей.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и на этом основании:

- изучить закономерности развития личности в процессе обучения в высшей школе;

- проанализировать тенденции и противоречия в развитии современной высшей педагогической школы в России;

- выявить инновационные технологии обучения в опыте зарубежной и российской высшей школы;

- определить понятия «педагогическая инновация», «педагогическая технология», «контекстное обучение».

2. Разработать технологию инновационного обучения учителя физики, основанную на принципах контекстного подхода.

3. Проанализировать влияние технологии контекстного обучения учителя физики на рост мотивации студентов к обучению, развитие их творческого потенциала и коммуникативных способностей.

4. Выяснить возможности предлагаемой технологии при формировании основ профессионализма будущих учителей.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

• общие принципы дидактики и методологические принципы физики;

• технологический подход к конструированию учебного процесса (Беспалько В.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Симонов В.И., Гузеев В.В., Юдин В.В., Заир-Бек Е.С.);

• принципы контекстного подхода в обучении (Вербицкий А.А., Монахов В.М., Нижников А.И.);

• психолого-педагогические исследования закономерностей развития личности в процессе обучения (Выготский JI.C., Пиаже Ж., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.);

• работы, раскрывающие сущность инновационных преобразований в образовании (Ангеловски К., Кларин М.В., Юсуфбекова Н.Р., Сластенин В.А., Подымова JI.C., Пригожин АИ., Бургин М.В.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы; анализ организации процесса преподавания физики и методики физики в педагогическом вузе; обобщение передового педагогического опыта; проведение педагогических измерений (анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, наблюдение, тестирование); статистические методы обработки результатов исследования; сравнительный педагогический эксперимент с целью определения эффективности предложенного исследования.

Критериями эффективности технологии контекстного обучения учителя физики были выбраны:

• усиление мотивации студентов к учебному процессу в педвузе;

• положительная динамика развития творческих и коммуникативных способностей студентов;

• положительная динамика накопления студентами опыта инновационной деятельности.

Исследование проводилось на базе РГПУ им. А.И. Герцена и Вологодского ГПУ.

Логика исследования включала следующие этапы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме функционирования современной высшей педагогической школы. Выявление основных противоречий и тенденций развития физического образования в педвузе.

2. Изучение и анализ передового отечественного и зарубежного опыта по использованию нетрадиционных подходов к обучению физике.

3. Разработка гипотезы и основных задач исследования.

4. Разработка инновационных форм лекционных, семинарских и практических занятий по физике и методике физики, соответствующих принципам контекстного подхода к обучению, и создание необходимых практических рекомендаций по их использованию.

6. Оценка результативности проведенного педагогического эксперимента по предложенной технологии.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. В отличие от других исследователей проблемы профессиональной подготовки в вузе, которые видели ее решение в воспитании у студентов в процессе обучения профессиональной мотивации (А.А. Вербицкий), или через устранение целевой разобщенности учебных дисциплин на всех этапах обучения (В.М. Монахов, А.И. Нижников), в данной работе впервые предлагается использовать возможности инновационных технологий обучения. Для решения проблемы в рамках диссертационного исследования автором сделано следующее:

1. сконструирована и обоснована технология контекстного обучения учителя физики, обеспечивающая развитие коммуникативных основ профессиональной компетентности студентов.

2. разработаны методические рекомендации по организации инновационных форм лекционных, практических и семинарских занятий по физике и методике физики.

3. в работе впервые показаны возможности использования технологии французских мастерских при организации занятий по решению задач в педвузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня конкретных методических рекомендаций по использованию инновационных технологий при обучении студентов физике и методике физики. Предложены разработки лекционных, практических и семинарских занятий, которые применяются на физическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается всесторонним анализом проблемы; длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью; применением разнообразных педагогических методов исследования: наблюдение, методы устного (интервьюирование) и письменного (анкетирование, тестирование) опроса.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась в процессе выступлений:

• на Международной научной конференции «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 гг.);

• на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы» (Екатеринбург, 2001 г.);

• на Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» (Екатеринбург, 2002 г.);

• на Съезде российских физиков — преподавателей «Физическое образование в XXI веке» (Москва, 2000 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Усиление профессиональной ориентации студентов педвуза может быть достигнуто с помощью технологии инновационного обучения физике и методике физики, основанной на принципах контекстного подхода, которая позволяет моделировать средствами учебной среды элементы профессиональной деятельности учителя физики.

2. При организации занятий по физике и методике физики в соответствии с принципами контекстного подхода и методологией физической науки возможно эффективное формирование у будущих учителей физики таких качеств как коммуникативность, умение работать с информацией, с творческие способности.

3. Методика контекстного обучения будущего учителя физики будет эффективна, если:

• созданы условия для формирования у студентов стойкой познавательной мотивации, благодаря учету их индивидуальных особенностей, ориентации на достижение успеха в учебной деятельности и использованию вариативных методов в обучении;

• в процессе обучения определены субъективно-значимые для студентов ситуации, моделирующие их будущую профессиональную деятельность;

• на лекциях, семинарах, практических занятиях обеспечивается активное включение студентов в учебную деятельность;

• в процессе обучения обеспечивается овладение студентами знанием методологических принципов физики и умением сознательного использования их предписаний.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Леонова, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В ходе работы выявлены основные противоречия и тенденции развития в современной системе высшего педагогического образования России. Показана необходимость усиления профессиональной направленности обучения в педвузе (Глава 1, § 1,2).

2. Проведенное психолого-педагогическое исследование показало, что одним из путей решения вопроса о профессиональной подготовке будущих учителей физики может быть построение обучения в соответствии с принципами контекстного подхода (Глава 1, § 3):

• учет иерархии мотивов в обучении;

• создание условий для активной познавательной деятельности студентов в процессе обучения на лекционных, практических и семинарских занятиях;

• моделирование типовых профессиональных ситуаций в условиях учебной среды.

3. В диссертации предложена технология инновационного обучения учителя физики (Глава 1, § 3), которая позволяет формировать у студентов такие профессиональные навыки, как:

• критическое мышление (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

• коммуникативную культуру, навыки публичного выступления;

• исследовательские навыки;

• организационные навыки (подразумевают не только организацию самого себя, но и излагаемого материала);

• навыки слушания и ведения записей.

4. Технология инновационного обучения учителя физики, основанная на принципах контекстного подхода, — это целостная совокупность методов, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов. Она содержит описание разнообразных приемов организации лекций (Глава 2, § 1), методики создания и проведения деловых игр (Глава 2, § 2) и мастерских по решению задач (Глава 2, § 3).

5. Разработка технологии потребовала уточнения понятийного аппарата, связанного с решением этой многоаспектной задачи. В ходе исследования был проведен анализ следующих ключевых понятий: инновация, педагогическая технология, контекстное обучение (Глава 1, § 3).

6. Предлагаемая технология инновационного обучения учителя физики обеспечивает достижение целей обучения в атмосфере

• положительного эмоционального настроя студентов на обучение;

• повышенной познавательной мотивации студентов;

• заинтересованности и активного участия студентов в ходе и содержании учебной деятельности (Глава 3, § 2).

7. Технология инновационного обучения учителя физики обеспечивает реализацию не только обучающей, но и развивающей функции учебного процесса. Оказывая положительное влияние на культуру интеллектуальной и коммуникативной деятельности студентов, она способствует развитию их творческих способностей, повышению качества знаний и росту информированности об инновационных формах и методах организации учебного процесса.

8. Предлагаемая технология способствует решению актуальных задач, стоящих перед современной высшей школой. Внедрение результатов исследования в практику работы педвуза показало повышение эффективности обучения студентов физике и методике физики. (Глава 3).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Леонова, Наталья Владимировна, 2003 год

1. Абасов 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей. // Alma mater. - 2001. - № 4 - с. 7 - 9.

2. Абросимова Г.В. Теория и практика диалектико-методической подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству: Автореф. канд. дисс. -Челябинск, 1996.

3. Алексеев В.А. Игры на занятиях по физике и развитие творческих способностей учащихся.// Преподавание физики в школе и вузе. — СПб., 2001.-с. 130-136.

4. Андреева Г.Н. Социальная психология. — М., 1980.

5. Анисимов Н.М. Инновационная культура преподавателя вуза.// Инновации — СПб., № 1 2, (38 - 39), 2001, - с. 83 - 87.

6. Ангеловски К. Учителя и инновации. — М., 1991.

7. Асадулин Р. Системная логика построения в вузе педагогических дисциплин.// Alma Mater, № 12, 2000, с. 19 - 22.

8. Ашталос М. Средневековый университет: факультет теологии (Реферат)// Alma Mater. 1998, № 4, - с. 52 - 56.

9. Байчоров К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. канд. дисс. СПб., 1997.

10. Ю.Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях.// Школьные технологии. 1997. - № 4 - с. 47 - 53.11 .Батраченко С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: критерии личностного роста.// Школьные технологии. 2001. - № 2- с. 181 — 195.

11. Батыршина А.Р. Контекстное обучение в аспекте инновационной образовательной технологии.// Инновационные образовательные технологии на рубеже XX XXI веков. Часть 2. - Казань, 1998. - с. 87 - 90.

12. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. СПб., 1994.

13. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Автореф. канд. дисс. Л., 1990.

14. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.

15. Бердашкевич А.П. О некоторых проблемах формирования и координации инновационной деятельности в Российской Федерации.// Инновации. — СПб., № 4 5 , (41 - 42), 2001, - с. 11 - 14.

16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

17. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. — М., 1986.

18. Болотов В. А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования.// Педагогика. 1997 - № 4 - с. 66.

19. Бобнева М.И. Техническая психология. М., 1966.

20. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

21. Бордовский В.А. Актуальные проблемы содержания высшего педагогического образования.// Преподавание физики в школе и вузе: материалы междунар. научн. конф. «Герценовские чтения». СПб., 1997, - с. 111-119.

22. Бордовский В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. Моногорафия. СПб., 1998.

23. Бордовский В.А. Основные идеи и закономерности подготовки учителя нового поколения.// Современные технологии обучения физике в школе и вузе: Сб. научн. ст. СПб., 1999. - с. 78 - 80.

24. Бордовский В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб., 1997.

25. Бордовский Г.А. Физические основы естествознания: Учебное пособие. — СПб., 2001.

26. Бочкина Н.В. О соотношении общеобразовательного, психолого-педагогического и предметного блоков в подготовке специалиста для образовательной сферы.// Информационный бюллетень УМО. — СПб., 1995, №4.

27. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике.// Педагогика. — 1989. № 12.

28. Бутиков Е.И., Быков А.А, Кондратьев А.С. Физика в примерах и задачах: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1989.

29. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: В 3 кн. Кн 1. Механика. М., 1994.

30. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография. -СПб, 1998.

31. Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. — Горький, 1959.

32. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М, 1991.

33. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М, 1990.

34. Вернадский В. Задачи высшего образования нашего времени.// Вестник высшей школы. 1998. - №12. - с. 42 - 47.

35. Вестник высшей школы. 1999 - № 12, с.46.

36. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М, 2001.

37. Владимирова А, Акинфиева Н. Современное образование политика выживания или развития.// Alma mater. — 2001. - № 10 - с. 3 - 7.

38. Воскобойникова Н.П. Технология педагогических мастерских в практической деятельности учителей.// Химия в школе. 1999. - № 6. - с. 23 -27.

39. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М, 1956.

40. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М, 1985.

41. Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?// Alma Mater. 1999 - № 10 - с. 26 - 30.

42. Голенков В.А. Университет как ведущий институциональный центр научно-технической и инновационной политики региона.// Инновации. СПб., № 1 - 2, (38 - 39), 2001, - с. 43 - 47.

43. Голубева О., Кагерманьян В. и др. Как реформировать общее естественнонаучное образование?// Высшее образование в России. 1997, № 2,-с. 46-53.

44. Голубева О.Н. Теоретические проблемы общего физического образования в новой образовательной парадигме. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 1995.

45. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М., 1977.

46. Грабов В.М., Трофимова С.Ю., Яковлева Т.А. Совершенствование раздела "Электричество и магнетизм" вузовского курса общей физики.// Методика обучения физике в школе и вузе: Сб. научн. ст. СПб., 2000. — с. 168 — 170.

47. Грэм Р.Т., Грей К.Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977.

48. Гузеев В.В. Можно ли построить полностью детерминированный образовательный процесс?// Школьные технологии. 2000. - № 1— с. 252 — 266.

49. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения инновационных технологий в педагогических коллективах.// Школьные технологии. 2000. - № 1- с. 169 - 181.

50. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Монография. СПб., 1996.

51. Деловые игры в мире: Материалы международной научно-практической конференции «Белые ночи», посвящ. 60-летию деловых игр. 23-26 июня 1992 г. В 2 т. т. 1/Под ред. Р.Ф. Жукова, М.М. Берштейн. СПб.,1992.

52. Деловые игры на занятиях по методике преподавания физики. (Методическая разработка)/ Составители В.А. Извозчиков и др. JL, 1988.

53. Деловые педагогические игры как средство повышения эффективности подготовки студентов к воспитательной работе в школе. Метод, рек. — Куйбышев, 1984.

55. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования//Сборник научно-аналитических обзоров. -М., 1991.

56. Довга Г.В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999.

57. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. СПб., 1999.

58. Ершова Н.А., Ященко Т.В. К проблеме оценки эффективности инноваций в обучении.// Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. — Оренбург, 253 с.

59. Жеданов С.А. Современные средства визуальной информации на вузовской лекции. — Киев, 1989.

60. Жураковский В. Университетские комплексы: цели и задачи.// Alma Mater. — 2002. № 1 - с. 5 - 8.

61. Иванова Л.А. Технология проведения занятий по физике с целью усиления фундаментализации образования студентов// Преподавание физики в школе и вузе: материалы междунар. научн. конф. «Герценовские чтения». — СПб., 2001.-с. 168-170.

62. История философии в кратком изложении./ Пер. с чеш. И.И. Богута. — М., 1994.

63. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 2000.

64. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. — М., 1990.

65. Канарская О.В. Инновационное обучение русскому языку. М., 1989.

66. Кирпичников М.П. Государственная научно-техническая политика и переход к инновационному развитию экономики.// Доклад на XXXIII заседании ассоциации «Сибирское соглашение», август, 1999, Томск, -Регионология, № 3, 1999, с. 137 -140.

67. Киселев А. О некоторых проблемах нашего образования. // Alma mater. — 2001.-№ 12 с. 3 - 8.

68. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

69. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1991.

70. Колин К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии.// Alma Mater 2000, - №11, - с. 33 - 39.

71. Кондратьев А.С. Методология физической теории в школьном курсе физики. -Инта, 1994.

72. Короткое В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. — Соликамск, 1996.

73. Краткий психологический словарь. М., 1985.

74. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

75. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.,1989.

76. Лаптев В.В. Вычислительная техника как средство совершенствования подготовки учителей физики.//Преподавание физики в школе и вузе. Материалы научн. конф. «Герценовские чтения». СПб., 1997. — с. 7 — 10.

77. Лаптев В.В. Научные теории и эксперимент в содержании школьного физического образования// Преподавание физики в школе и вузе: материалы междунар. научн. конф. «Герценовские чтения». СПб., 2001. - с. 3 — 7.

78. Лаптев В.В. Современные приоритеты школьного обучения физике.// Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. Материалы междунар. научн. конф. «Герценовские чтения». — СПб., 2002. с. 6 - 13.

79. Ланина И.Я., Тряпицына А.П. Раздвигая границы привычного. Л., 1990.

80. Леонова Н.В. Контекстный подход как альтернатива традиционному чтению лекций.//Физика в школе и вузе. Сб. научн. ст. СПб., 1998. - с. 140 — 142.

81. Леонова Н.В. Передача информации средствами наглядности на лекциях-визуализациях.//Актуальные проблемы методики обучения физике в школе и вузе. Сб. научн. ст. СПб., 2002. - с. 202 - 205.

82. Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. — М., 1981.

83. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. — М., 1981.

84. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, т.2. -М., 1983.

85. Линдай П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974.

86. Лодыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск, 1995. - 256 с.

87. Ложко В.В. Деятельность Администрации Санкт-Петербурга по реализации стратегии развития научно-образовательного комплекса города.// Инновации. СПб, № 6, (43), 2001, - с. 13 - 16.

88. Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста.// Высшее образование в России. — 2001. № 4 - с. 28 - 34.

89. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.// Педагогика. 2001 - № 10 - с. 56 - 61.

90. Малый толковый словарь русского языка. 2-е изд., стер. - М, 1993. - с. 650.

91. Малютина Т.М. Повышение эффективности профессионального образования.// Специалист, № 4, 1997, с. 18-19.

92. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада). // Alma mater. 2001. - № 9 - с. 17 - 20.

93. Матросов В.Л. Педагогическое образование: проблемы перестройки.// Советская педагогика. 1989. - с. 76.

94. Машбиц Е.И, Андриевская В.В, Комиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989.

95. Мишин В.А, Сергеев В.А. Проблемы выхода российской высшей школы на международный рынок наукоемких технологий.// Инновации. — СПб, №6, (43), 2001,-с. 17-18.

96. Монахов В.М. Методическое проектирование педагогической технологии (аксиоматический подход) .// Школьные технологии. 2000. - № 3- с. 57 -72.

97. Монахов В.М., Нижников А.И. Проектирование траектории становления будущего учителя.// Школьные технологии. 2000. - № 6- с. 66 - 83.

98. Мощанский В.Н. Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе. Псков, 1994.

99. Мухина А.И. Педагогическая мастерская как инновационная технология.// Педагогические мастерские. СПб. - 1997. - с. 9 - 11.

100. Национальная доктрина образования в Р.Ф. (проект).// Alma Mater: Вестник высшей школы. 1990, - № 9, - с. 18 - 20.

101. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура.//Инновации., 2001, № 4-5 (41 42), - с. 79 - 84.

102. Новикова Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века.// Школьные технологии. 2000. - № 4 — с. 195 -201.

103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

104. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. -М„ 1981.

105. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.,1986.

106. Окунев А.А. Как учить не уча. СПб., 1996.

107. Орлов В.Н., Сапронов П.А. Гуманитарное образование как явление духовного производства и культуры.// Естественнонаучное и социогуманитарное знание. — Л., 1990.

108. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

109. Остапенко А.А. Онтогенез и интендиффия непрерывного образования.// Школьные технологии. 2000. - № 1- с. 73 - 79.

110. Паронджаров В. Возможна ли новая революция в образовании?// Высшее образование в России. № 2, 1997, - с. 9 — 18.

111. Педагогика. Учебн. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под tред. П.И. Пидкасистого. М., 2000.

112. Педагогические мастерские по литературе./Под ред. А.Н. Сиваковой. — СПб., 2000.

113. Педагогические мастерские. Теория и практика. СПб., 1998.

114. Педагогические мастерские. Франция Россия. — М., 1997.

115. Петерсон О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации (реферат).// Alma Mater. 2000, № 11, - с. 42 - 47.

116. Петерсон О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации (реферат).// Alma Mater. 2000, № 10, - с. 31 - 37.

117. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

118. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: Учебн. пособие для студентов пед. ин тов. - М., 1981.

119. Платов В.Я. Деловые игры. Разработка, организция, проведение. — М., 1991.

120. Подгурецкий Ю. Интеграция в коммуникативный процесс.// Alma Mater, №7, 1999,-с. 44-47.

121. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

122. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. М., 2001.

123. Подымова JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. канд. дисс. — М., 1996.

124. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф. канд. дисс. -М., 1994.

125. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

126. Психология и педагогика: Уч. пособие./ Под ред. Николаенко В.М. — М. — Новосйбирск, 1998.

127. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994.

128. Решение от 22 июня 2001 г. «О концепции межгосударственной инновационной политики государственных учреждений СНГ на период до 2005 года»// Инновации. СПб., № 7, (44), 2001, - с. 4.

129. Рохкес Б.И. Деловые игры на уроках физики как средство интеллектуального развития икольников: дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1996.

130. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.

131. Савельев И.В. Курс общей физики. Том 2.- М.:Наука, 1982.

132. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.

133. Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации.// Инновации. СПб., № 6, (43), 2001, - с. 5 - 7.

134. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем.// Школьные технологии. 1996. - № 6 — с. 3 — 43.

135. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий.// Школьные технологии. 1997. - № 1 - с. 11 - 34.

136. Селевко Г.К. Современные образовательные технолгии. М., 1998.

137. Симонов В.И. Педагогика. Краткий курс лекций. — Волгоград, 2000.

138. Сладкевич Б.Г. Технические средства обучения в педагогическом институте. JL, 1973.

139. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

140. Смолин О. Размышления над концепцией.// Alma Mater, №7, 1999, с. 311.

141. Современный студент в поле информации и коммуникации./ Уч. метод, пособие. СПб., 2000.

142. Соломин В.П., Ланина И.Я., Бурцева Н.М. Интегрированные занятия по биологии и физике. — СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

143. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. СПб., 2000.

144. Степихова В.А. Педагогическая мастерская.// Начальная школа. — 1999. -№ 1 с. 57 - 60.

145. Технические средства обучения и их применение в учебном процессе. -М., 1971.

146. Тикман И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей.// Alma Mater, № 8, 1999, с. 32 - 36.

147. Тихомиров В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России.// Alma Mater. 2002. - № 1 - с. 9 - 12.

148. Трофимова С.Ю. Влияние социокультурной ситуации на курс общей физики пед. вузов.// Теория и практика обучения физике: материалы междунар. научн. конф. «Герценовские чтения». СПб., 2000, - с. 160 - 162.

149. Ушинский К.Д. Избр. Соч., т. 2, М, 1939.

150. Фаустова Э. В контексте социальных перемен.// Высшее образование в России. № 2, 1997, - с. 33 -39.

151. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

152. Фистуль В. Тнденции развития современной техники и преподавание физики в технических вузах.// Alma Mater: Вестник высшей школы. — 1990, -№9,-с. 14-17.

153. Фортов В. Научные и образовательные аспекты информационного пространства.// Alma mater. — 2001. № 1 - с. 3 - 6.

154. Хаммерштейн Н. Университет в Новое время: отношение с властью (изложение).//Аппа Mater 1999, №12, - с. 43 - 46.

155. Хаммерштейн Н. Университет в Новое время: отношение с властью (изложение).//Ат1а Mater 1999, №10, - с. 47 - 54.

156. Харламов И.Ф., Горлянко В.П. Педагогическая практика: старые и новые подходы.// Педагогика. — 1997 № 4 - с. 72.

157. Чошанов М. Что такое педагогическая технология?// Школьные технологии. 1996. -№ 3-е. 8-13.

158. Шилова О.Н. Сущность и место процесса становления информационно-педагогического тезауруса студентов в условиях информатизации профессиональной педагогической деятельности.// Преподавание физики в школе и вузе. СПб., 2001. - с. 150 - 154.

159. Щербаха В.А. Основные этапы новационного процесса.// Инновации. -СПб., № 4 5 , (41 - 42), 2001, - с. 104 - 106.

160. Эллиот Л., Уилкокс У. Физика. М., 1975.

161. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.

162. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?// Школьные технологии. -1999.-№ 3-е. 34-40.

163. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Метод, пособие/. — М, 1991.

164. Якунина Т. Семинар Совета Европы.// Alma Mater. 2000, № 11, - с. 50.

165. Robert L. Hohn. Classroom Learning and Teaching. Longman, 1994.

166. Gee, B. Some suggestions for the use of the history of physics in a physics course. Physics Education 1972 vol 7 № 1 53-57

167. Guy R. Lefrancois. Psychology For Teaching. 7-th edition. - USA, 1991.

168. Kelly, A.V. Education Made Simple.

169. Nelson, J. & Cleland, D. The role of the teachers of the gifted and creative children. In W. Bare & J. Ronzulli (Eds.). Psychology and education of the gifted. New York: Irvington Publishers 1975

170. Using Technology to Support Educational Reform Edited by B. Means, J. Blando. Menlo Park, С A: SRI International, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



www.dissercat.com
Просмотров: 848 | Добавил: themal | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0